Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Межличностные отношения возникают в различных сферах человеческого существования, которые сильно отличаются друг от друга и подвержены воздействию различных психологических факторов. Область межличностных отношений охватывает почти весь спектр человеческого существования. Можно утверждать, что даже когда человек совершенно одинок, он продолжает полагаться на свои действия и мысли, на оценку их со стороны.
Подобные психологические теории были созданы и до сих пор обладают теоретической и практической ценностью не случайно, при этом межличностные отношения считаются важнейшим из всех личностных компонентов. Данные вопросы весьма актуальны. Это объясняется тем, что необходимо овладеть комплексом методик изучения межличностных отношений и наиболее эффективных методов психической коррекции этих отношений (деловые игры, тренинги общения, дискуссии и т. д.).
Сегодня идет интенсивный процесс взаимообогащения науки. Так называемые старые классические науки добились наиболее существенных побед, сотрудничая с молодыми науками, заимствуя методы исследования, способы мышления и т. д. Результатом является так называемое «достижение на стыке науки». Например, отмечается тесная связь психологии и педагогики. Текущая задача состоит в том, чтобы устранить определенные пробелы между психологическими исследованиями и их педагогическим пониманием и практическим применением. Устранение этого разрыва имеет решающее значение для психологии, и его результаты чаще всего могут быть внедрены в практику через педагогику, а не напрямую. Педагогика должна отчасти впитывать и усваивать не только результаты психологических исследований, но и способы получения фактов.
Цель: изучить особенности межличностных отношений с помощью двух основных направлений в психологической работе – это психодиагностика и психокоррекция.
Задачи:
1. определить сущностные характеристики понятия «межличностные отношения»;
2. выявить и систематизировать методы изучения межличностных отношений;
3. определить тренинг общения как основное направление в психокоррекции межличностных отношений.
Глава 1. Теоретические основы психодиагностики и психокоррекции межличностных отношений
1.1 Социально-психологическая диагностика межличностных отношений
Область межличностных отношений охватывает почти весь спектр человеческого существования. Можно утверждать, что даже когда человек совершенно одинок, он продолжает полагаться на свои действия и мысли, на оценку их со стороны других [1].
Межличностные отношения – это отношения, которые субъективно переживаются между людьми и объективно проявляются в характере и способах взаимного влияния людей друг на друга в ходе совместной деятельности и общения. Социальное познание определяется как осознание внешних признаков личности, связывание их с личностными характеристиками и на основе этого интерпретация и прогнозирование его поведения. Это обязательно включает в себя оценку другого человека и формирование отношений с ним или с ней эмоционально и поведенчески.
Основываясь на внешних сторонах поведения, мы пытаемся «прочитать» и понять внутренний мир человека и у нас как бы вырабатываются эмоциональные отношения к тому, что мы воспринимаем.
Сострадание – это эмоциональное и позитивное отношение к объекту взаимодействия. Взаимное сочувствие создает общее состояние удовлетворения внутри группы. Влечение является одной из составляющих межличностного влечения и связано, прежде всего, с другим конкретным человеком. Влечение часто связано с переживаемым состраданием, эмоциональным компонентом взаимодействия. Функционально-ролевые отношения важны при изучении «делового» общения и совместной деятельности. Эти отношения закрепляются в областях жизнедеятельности, специфичных для конкретного сообщества (работа, образование, игра и т.д.), и разворачиваются по мере усвоения индивидами групповых норм и способов поведения. Межличностные отношения возникают во многих сферах человеческого существования, которые сильно отличаются друг от друга и где вступают в действие различные психологические факторы [4].
Основой межличностных отношений внутри группы является, прежде всего, эмоциональное и межличностное влечение членов группы. Привлекательность – очень важный элемент в человеческих отношениях. Характер общения и успех совместной деятельности во многом определяются уровнем привлекательности партнеров. В целом, чем выше взаимная привлекательность партнеров, тем больше удовлетворенность межличностными отношениями внутри группы. При этом сфера человеческих взаимоотношений гораздо шире сферы эмоционально привлекательных людей. Ошибочно думать, что ни нормальное общение, ни успешная человеческая деятельность невозможны без взаимного притяжения. Это связано с тем, что удовлетворенность отношениями внутри группы может быть высокой даже в случае успешной совместной деятельности, даже если не формируются близкие эмоциональные связи. Принято считать, что удовлетворенность межличностными отношениями членов группы можно регулировать посредством двух явлений: совместимости партнеров, порождающей межличностное влечение, и работы в команде, порождающей удовлетворенность результатами совместной деятельности [3].
Межличностная совместимость – это сложный психологический эффект, возникающий в результате связи и взаимодействия общающихся людей. Структурный относится к совместимости темперамента, характера и личных качеств партнеров. При этом если гипотезы о взаимодополняемости и взаимодополняемости партнерских качеств по отношению к первым двум подтвердились, то противоположные концепции сходства и близости по отношению к личностным качествам получили экспериментальное подтверждение. То есть совместимость партнеров с взаимодополняющими чертами темперамента и характера (сангвиник-меланхолик, холерик-флегматик) и сходными личностными направленностями и характеристиками (коммуникабельность, тревожность, фантазия и т.д.) высока [2].
Функционально-ролевая совместимость согласуется с представлениями партнеров о межличностных ролях, которые они воплощают и ожидают от другого во время общения и взаимодействия. Если ролевые представления и ожидания участников последовательны, появляется больше возможностей для создания гармоничных отношений, основанных на межличностном притяжении.
Работоспособность — еще один эффект объединения и взаимодействия людей, который может привести к высоким успехам в коллективной работе и повышению удовлетворенности работой и друг другом. В целом работоспособность не приводит к возникновению таких межличностных коммуникативных явлений, как эмоциональная близость, идентификация или ориентация на интимное, личностное общение между партнерами. Скорее, это результат успешного выполнения группой своей инструментальной функции, что позволяет ей достигать высокой продуктивности, высокой удовлетворенности членов группы своей работой и членством в группе, а также генерировать хороший уровень взаимопонимания и соответствующей рефлексии.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Диагностика клинико-психологических особенностей детей и подростков с помощью проективных методов / М. А. Генгер, М. Т. Датуашвили, Н. Н. Алабушева, Т. А. Куприянова // Психиатрия и психофармакотерапия. – 2020. – Т. 22, № 4. – С. 30-33.
2. Исина, А. Г. Социально-психологический тренинг как метод активного обучения / А. Г. Исина // Ученые записки ИСГЗ. – 2020. – № 1(18). – С. 82-88.
3. Ким, А. С. Социально-психологический тренинг как метод управления агрессией подростков для моделирования безопасной образовательной среды / А. С. Ким, М. Г. Ахметвалиева // Образование личности. – 2020. – № 3-4. – С. 21-29.
4. Корягина, Н. А. Социальная психология. Теория и практика : Учебник и практикум / Н. А. Корягина, Е. В. Михайлова. – 1-е изд.. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 492 с.
5. Костромина, С. Н. Переживание личностью собственной деструктивности / С. Н. Костромина, А. Ф. Филатова // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2022. – № 4. – С. 3-38.
6. Лобанова, Ю. В. Психологические аспекты коммуникаций в профессиональной и педагогической деятельности : Учебно-методическое пособие / Ю. В. Лобанова, Н. В. Якушкина. – Москва : МОСКОВСКИЙ ПОЛИТЕХ, 2022. – 123 с.
7. Овчаренко, А. Г. Особенности социально-психологической диагностики качества межличностных отношений / А. Г. Овчаренко // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации : материалы X Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием в 2 частях, Новосибирск, 08–10 декабря 2021 года. Том Часть 2. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2022. – С. 293-295.
8. Расулов, А. И. Психодиагностический тест как метод изучения личности / А. И. Расулов // Сфера знаний: процессы развития современной научной мысли : Сборник научных трудов. – Казань : ООО "СитИвент", 2018. – С. 95-100.
9. Свило, Я. В. Методы диагностики социально-психологических ресурсов личности детей / Я. В. Свило // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2020. – Т. 9, № 3-1. – С. 123-129.
10. Сухов, А. Н. Основы социальной психологии : Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / А. Н. Сухов. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "КноРус", 2021. – 242 с.
11. Трушина, А. В. Межличностные отношения младших школьников и их психологическая диагностика / А. В. Трушина // Актуальные проблемы современного общего и профессионального образования : Сборник статей по материалам VII Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием, Магнитогорск, 15 октября 2022 года / Под редакцией Т.Ф. Ореховой. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2023. – С. 124-129.
12. Якиманская, И. С. Прикладная социальная психология в психологическом консультировании : учебное пособие / И. С. Якиманская, А. М. Молокостова. – Москва : Издательство «Знание-М», 2021. – 168 с.